ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная
версия. Серия публикаций на темы образования Новые слова из предложений Уникума. |
|||
|
|
||
Автор:
Маленков С.К.
Формат *.htm |
Формат WORD97 |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
Из словаря моих новаций. (моих предложений в педагогике) (из сборника "Какая нужна
нам школа?") Оглавление: 1. Всеобуч \ Семейная школа \ Самообразование – основной профнавык \ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки общества \ ООО Родительское Собрание \ 3. "Начальная" школа \ Кубики знаний \ Мозаика гражданина
\ 4. "Средняя" школа
\ 5. "Начальное профессиональное" образование \ 6. "Среднее профессиональное" образование
\ 7. Компенсирующие этапы "начального
профобразования" в ВУЗе \ 8. "Высшее" учебное заведение \\ мои комментарии к Закону об образовании \ Стандарты
образования или новояз ГОСТобуч \ иной новояз продолжение: Сам этот термин создан в СССР для обозначения звена обучения между "начальной" и "высшей" (и создан не мной). Однако, после принятия Закона о всеобщем "среднем" образовании (сначала 7-летним, 8-летнем, а потом – о 10-летнем, 11…) "начальное" вошло в состав "среднего", "десятилетки", с единым руководством школы и единым педсоветом. Осталось только понятие "Учитель начальных классов". "До "начальной" школы есть ещё и "дошкольное" образование – значительнейшее и совсем не систематизированное в жизни! При этом также не вспоминали, что между "начальной" и "средней" школами (или в их продолжение) были "вечерние" для получения пропущенных частей "начального" и "среднего" образования. Но они работают глупо, не тестируют имеющееся, не дополняют недостающее[1] (разное для разных профессий), а вдалбливают некий "курс", практически плюя на эффективность усвоения и достаточность его частей для желаемых (для учащегося) профессий… Между средней" и
следующей затем "высшей" тоже были звенья –
"средне-специальные" (вернее – начальное и среднее
профессиональное): проф-тех (и иные) училища (включая военные[2]), техникумы. Их (ещё
одно!) "среднее" образование часто намного ниже
"среднего", их упор – на обучение профессии
"неинженерного" персонала. Трудясь над заполнением и удержанием
"своей ниши", тут не стимулируют подъём в "высшую" школу. В "средней" школе тоже мало озабочены спецподготовкой к "высшей" школе. Ориентация на "большинство", не стремящееся к наилучшему образованию – провально для обучения талантов и просто "усердных". Но общеизвестно, что и
после "высшей" школы есть ещё множество ступеней дообучения
(аспирантура "кандидатская" и "докторская", академии).
Что доказывает, что общепринятая "высшая" школа – не высшая… И "средняя" школа далеко не по средине ни по количеству ступеней, ни по уровню знаний. Ступени образования надо называть более конкретно и объективно. Как ни странно, картина "дерева знаний", ступеней и направления образования – отсутствует в "Законе об образовании"[3]. Где – шаги с перспективой совершенства и "вверх", а где – к совершенству "до упора" только в свою профессию… Ступени школы (они должны обозначаться не только "классами", годами) должны выделяться как ступени в профессии и ступени в науках[4]. И дискретность частиц знаний должна быть достаточной для "шагания" (без пробелов и провалов!) между ступенями роста в любых профессиях! Это должно фиксироваться тестами, экзаменами, документами. Фиксированность достижений в каждом шаге к цели должно стать правилом сквозной системы получения знаний и навыков.[5] Охотно обучаясь и той "халяве", что преподавалась бесплатно[6] в СССР, я всё же чувствовал себя принуждаемым, заложником чьих-то приказов. "Родительские собрания" и "комитеты" глотали информацию и приказы учителей. А я хотел, чтобы они формировали задания учителям, были Заказчиками образования своих детей. А учеников считали их компаньонами. "Родительские комитеты" (формально: совещательно-координирующий орган) я мечтал переделать в ревизионный орган проверки бюджета и качества образования. Я даже хотел навязать эту функцию "Совету дружины" (пионерской) и Комитету комсомола школы. Но меня объявляли сумасшедшим, не способным понять существующие правила организаций… Да понимал я… Я их презирал. Но что я мог поделать? Мама мне напоминала совет цыганки, и я писал и слал свои проекты… "Средние общеобразовательные" школы в большинстве своём не имеют профподготовки и "спецуклонов"[7], готовящих к будущему выбору профессий. Они как бы "общегражданские" или "для души", для кругозора. Но так ли это? Готово ли общество оплачивать обучение "ни для чего"? Я предлагал вписать в документы школ, что они готовят (прежде всего) гражданина – с определённым набором знаний и уровня культуры. А это до сих пор не вписали! Качества гражданской подготовки гражданина[8] тоже должны аттестовываться[9]. А что мы помним, кроме оценок и записок учителя в дневнике "о поведении"[10]? Понятно, что это очень тонкая сфера, злоупотребления в которой может искалечить судьбы, а в условиях политической диктатуры привести к "волчьим билетам". Это предложение - для демократических сообществ, для социумов единомышленников, где оценки врага не будут портить восприятие качеств друга. После "средней" общеобразовательной школы должны быть высшие общеобразовательные. Но ведь "общеобразовательных" ВУЗов просто нет… В смысле готовящих кого-то не для какой-то профессии, и впрок и "для души". Экзамены и аттестаты всех ВУЗов ориентированы на качество знаний по профессиям, т.е. ВУЗы – это система профобразования. ВУЗы – продолжение начально-профессионального и средне-профессионального образования[11]. Но с допущением некомпенсированного выпадения этих звеньев[12]. Общеобразовательность "среднего" должна расщепиться на направления предпочитаемости (самим индивидом) развития[13]. И Школа должна давать механизм непрерывного образования в любом выбранном направлении. Как Ломоносов, я сломал сословные и цеховые преграды, вторгаясь в науки, которые для меня кем-то записаны были недоступными (хотя бы по возрасту, а потом – по начально намеченному профилю образования), а учил учителей, являясь "недоучкой". Я стал-таки педагогом в 2000-2003 годах без диплома педагога, получив призовые места за свои идеи и успехи учеников. Я написал сложнейший раздел диссертации плагиатору от наук – ректору академии (и в награду получил… диплом его академии) ради публикации своих идей… Итак, предложенные новации: 1. При использовании термина "средняя" школа – указать между чем и чем она "средняя", сколько ступеней обучения от начала до "средины" и от "средины" до конца. 2. Указать все ступени "школ" от низшей до высшей (включая дошкольное и послепенсионное), обозначить их цель и конечный результат, пути их достижения, различия и связи (особенно, если они не последовательны, а "ветвисты", пересекаются, перекрываются). 3. Разбить ступени всех видов обучения на такие доли, чтобы из них можно было сложить путь к образованию любого качества, набирая нужные "кубики" знаний и избегая повторения изучения[14] пройденных "кубиков" знаний. 4. "Кубики" знаний и навыков должны складываться в требуемые блоки (ступени, разряды) в профессиях и должностных знаниях. 5. Должна наблюдаться картина "дерева знаний", ступеней и направления образования. 6. Изменения знаний и навыков в каком-либо звене (кубике) из-за изменения в науках и технологиях - должно фиксироваться спецбюллетенем и входить в планы переподготовки специалистов. 7. Дискретность (дробление) частиц знаний должна быть достаточной для "шагания" (без пробелов и провалов!) между ступенями роста в любых профессиях. 8. Фиксированность достижений в каждом шаге к цели должно стать правилом сквозной системы получения знаний и навыков. 9. При одинаковом времени обучения подготовка по количеству и качеству профнавыков может быть разной. Документ "выпускника" должен показывать картину его профнавыков по всем аттестованным элементам. 10. Однажды зафиксированный результат не должен считаться пожизненным. Он должен переаттестовываться по мере необходимости. Документ об окончании любого курса обучения не должен давать должностные права. Он должен быть условием допуска на аттестацию допуска к ним (и к ответственности специалиста). 11. Досрочное усвоение знаний и навыков не должно вести к выжиданию "подтягивания" отставших или идущих "по графику". 12. В реальных должностях должен быть учёт неиспользуемых (но имеющихся) знаний и навыков. 13. Учёт неиспользуемых (но имеющихся) знаний и навыков – инструмент прогноза кадровых резервов и путей продвижения специалистов. 14. "Родительские собрания" и "комитеты" должны формировать задания учителям, быть Заказчиками образования своих детей. 15. "Родительские комитеты" (формально: совещательно-координирующий орган) реорганизовать в ревизионный орган проверки бюджета и качества образования. 16. Учащиеся должны быть компаньонами обучающих в достижении общей задачи. 17. Учащимся и их родителям должны быть доступны аттестаты учителей и администраций[15]. 18. Школа должна давать механизм непрерывного образования в любом выбранном направлении знаний и профнавыков. 19. Общеобразовательность "средней" школы должна расщепляться на направления предпочитаемости (самим индивидом) развития образования с гарантиями некоторых качеств гражданской подготовки. 20. Школы должны готовить (прежде всего) гражданина – с определённым набором знаний и уровня культуры. 21. Качества гражданской подготовки гражданина тоже должны аттестовываться. Период первых формулировок – 1963 год. Совершенствование и сбор предложений в таблицу 1966-71 годы. Выставление в Сеть – 1998-2008. к оглавлению \ к продолжению
5. "Начальное
профессиональное" образование \\ иной новояз \\
Какие трудности отбивали желание стать Уникумом?
\ откуда моё прозвище "Уникум"? |
|||
к оглавлению \ к продолжению: 2. "Дошкольная" школа
\\ иной новояз \\ Какие трудности отбивали желание стать Уникумом?
\ откуда моё прозвище "Уникум"? \\ К сборнику "Вечные студенты" \ Вопросы
"непрерывного образования" в работе "Вечные студенты" и "Правовые вопросы корпоративных отношений в сфере туристского образования"
\\ Кто
такой - абитуриент? \ или Учиться, учиться… Но как? \ Иллюстрации: в 1-м классе шк. №12 \ Моя первая поездка в
"Ясную Поляну" (весна 1962 г.) \ металлолом для Поезда \ мои комментарии к Закону об
образовании 92 года \ Стандарты образования или
новояз \ ГОСТобуч \ Таблица полезных предложений в образовании из
опубликованных повестей \ таблица полезных предложений в образовании из дипломного проекта РМАТ \ Концепция непрерывного образования \ Концепция развития цифровой памяти и аналитики
\ |
|||
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2017
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-03-2017fog
[1] Окончивший с "тройками" так и не получит многие недостающие знания. Цель (знания) не достигнута, а
малополезная "бумажка" - будет.
[2] Однако, военные училища в большинстве дают и офицерское ("высшее") образование. И название
"училище" портит систему названий в уровнях знаний.
[3] Например, в законе от 92 года в ст. 9 уровни образовательных программ перечислены в порядке
усложнения, но недостаточно развиты для соответствия категориям профессий.
[4] Шаги по ступеням должны иметь цели: освоение и совершенствование в профессии, освоение и
совершенствование в знании предмета науки или искусства, расширение кругозора…
[5] Для "лиц с ограниченными возможностями" могут быть снижены цензы и проффункции, стандарты набора
знаний и их глубины. Это будут особые уровни общей и профподготовки, но "кубики" знаний для
каждой профессии будут стандартны.
[6] Из нашего общенародного достояния эти суммы были выдраны (из бюджета) без нашего согласия в цене и
качестве.
[7] А имеющие объявленный "уклон" почему-то уклоняются от выдачи аттестата по качеству полученных
профильных знаний.
[8] Это не оценка верности партии и руководству страны и региона. А сначала - понимания основ государства
и своей роли в нём, знание законов и готовность их исполнять без ошибок и умышленных нарушений.
[9] И начинать надо с аттестации учителя и учителя учителя, с чиновников всех уровней. Тут легко скатиться
в карьерные приписки и фальшивки. Но развитие интернет-референдумов выведет нас на рейтингование
каждой личности "массой" и специалистами, друзьями и врагами… А это будет объективнее
характеристик любящих и нелюбящих начальников.
[10] В мою оценку "примерного" поведения входило нежелание учителей писать о моём несогласии с
системой образования и госуправления, например. Их обсуждение неизвестно до чего довели бы. Дети из
"неблагополучных" семей меня понимали и поддерживали быстрее, чем дети боязливых и карьерных
родителей. Но равенства между ними и нашими родителями быть не могло.
[11] В ст. В ст. 12 ч.4 закона "Об образовании" 92 года ПТУ, техникумы, ВУЗы и аспирантуры все глупо слиты
в один тип №3. А школы для сирот и инвалидов оказались типом выше! О смысле нумерации типов
"законотворцы" не думали!
[12] Люди с предварительной профподготовкой получат тот же удар, что я с навыками чтения и письма –
после прихода в 1 класс школы. Их достижение будут топтать!
[13] "Средняя" школа мешает ребёнку развиться в профессионального музыканта, астронома, хирурга…
И будущих родителей – тем более.
[14] Если только не стоит отдельная цель – повторение пройденного, восстановление подзабытых знаний..
[15] Увидите ли вы очередь к врачу-троешнику? И не побежит ли он от того позора доучиваться?
Вывешивание аттестата вылечит общество от "работников по блату", например. И облегчит назначения
по конкурсу. Поубавится хамящих продавцов и чиновников. Сравните с предложением ношения
разрядных знаков в статье "начальное" профобразование. Они присутствуют на спеце всегда, не только
на рабочем месте в кабинете, показывая его профдостижения.